Шенгенская система SIS
Шенгенская информационная система (сокр. SIS).
Шенгенская информационная система – это информационная система, позволяющая уполномоченным органам государств-участников обмениваться информацией об определенных категориях граждан и об имуществе. Государства-члены сами заносят необходимые данные в государственную часть Шенгенской информационной системы (NSIS), которая затем соединяется с центральным информационным центром.
Данная система устанавливает связь между всеми государствами-членами и предоставляет конечным пользователям доступ к необходимой информации в режиме реального времени. SIS является важным фактором в беспрепятственной работе в сферах обеспечения безопасности, личных свобод и правосудии. Система способствует осуществлению условий свободного передвижения людей, помогает в вопросах юридической помощи по разным уголовным делам, а также сотрудничеству правоохранительных органов.
Обработка личных данных Шенгенской информационной системой.
В соответствии с положениями Шенгенской Конвенции, в частности из статей 94-100, следует, что SIS должна обрабатывать поступившую от государств-членов информацию относительно физических лиц, предметов и транспортных средств.
После подачи документов в посольстве и отказ по причине наличия Вас в базе СИС
Вы получите такую бумагу из посольства в которой будет указано это. Пример ниже.
В SIS могут быть занесены только следующие сведения о физических лицах:
- фамилия и имя, любые используемые псевдонимы вносятся раздельно;
- предположительно объективные и постоянные характеристики человека;
- первые буквы другого имени человека;
- место и дату рождения;
- пол;
- национальность;
- вооружен ли данный человек;
- агрессивен ли человек;
- возможные основания для тревоги;
- меры, которые могут быть предприняты.
Не допускается автоматизированная обработка данных относительно расовой принадлежности, политических взглядов или религиозных и иных вероисповеданий, в том числе данных о здоровье человека и возможной сексуальной ориентации, до тех пор, пока национальное законодательство не предоставит соответствующие гарантии и меры безопасности.
Шенгенская Конвенция устанавливает основания для включения личной информации в Шенгенскую инфо-systems.
В SIS заносятся следующие данные о/об:
- лицах арестованных для экстрадиции в страну;
- лицах, для которых установлен запрет на въезд в страны Шенгенской зоны;
- пропавших без вести, пропавших несовершеннолетних и лицах, которые должны быть задержаны по решению соответствующих органов;
- лицах, которым в рамках процедуры уголовного расследования направлена повестка с требованием явиться в судебные органы для сообщения о деяниях, по которым в отношении них осуществляется преследование или о лицах, которые подлежат уведомлению об обвинительном приговоре, либо к которым обращено предписание явиться для отбывания наказания в виде лишения свободы;
- лицах и транспортных средствах с целью осуществления скрытого надзора или особых проверок, а также с целью преследования правонарушителей и для предотвращения угрозы общественной безопасности.
Какие у вас права по отношению к Шенгенской информационной системе?
Шенгенская Конвенция закладывает правовую базу в отношении людей и личной информации, поступающей в SIS, которая должна осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны, в данном случае с Актом о защите личных данных (Глава 440 Закона Мальты).
Любой гражданин имеет право на:
- доступ к касающимся его данным, которые внесены в SIS;
- вносить и исправлять данные, которые содержат относящуюся к нему фактическую ошибку или на устранение данных, которые содержат относящуюся к нему юридическую ошибку;
- каждое лицо может обратиться в суд, либо в органы компетентные, согласно национальному праву, с иском об исправлении, устранении, либо о компенсации вреда, причиненного затрагивающим его информационным запросом;
- каждое лицо имеет право обратиться с запросом к контрольному органу о проверке затрагивающих его данных, которые включены в Шенгенскую информационную систему и использования этих данных.
Как использовать ваши права?
Любое лицо имеет право просить предоставить доступ исправить или удалить его/ее личную информацию, связавшись напрямую с Национальным компетентным органом.
Например: в соответствии с мальтийским законодательством, просьба должна подаваться в письменной форме и должна быть подписана лично лицом, являющимся объектом информационного запроса. Просьба может быть на мальтийском и английском языках. При подаче просьбы лицо должно предоставить фотокопию паспорта или любого другого идентификационного документа, удостоверяющего личность для облегчения процедуры обращения в Национальный компетентный орган.
Отказ или ограничение в доступе к личной информации может произойти в случае, если имеются доказательства к скрытию уголовного преступления или в целях защиты прав и свобод других лиц.
О факте ограничения доступа к информации или отказе в доступе.
Заинтересованные лица извещаются в письменной форме, также сообщаются причины данного решения в случае, если данная информация не будет мешать расследованию правоохранительных органов и задевать права и свободы других лиц.
Уполномоченный орган по защите личной информации – это национальный контролирующий орган, который ответственен за независимую проверку информационных файлов в национальной части Шенгенской информационной системы. Уполномоченный орган также несет ответственность за процесс внесения и использование вводимой в SIS информации, проверяет не нарушаются ли права лиц, чья личная информация занесена в SIS.
Любое лицо, чья личная информация занесена в SIS, может обратиться в Уполномоченный орган с просьбой проверить его личную информацию. Для этих целей Уполномоченный орган наделен доступом в национальную часть SIS и внимательно изучает файлы с личной информацией.
В случае отказа в доступе.
В случаях исправления или удаления личных данных, Национальным компетентным органом, лицо, имеющее отношение к информации, имеет право подать апелляцию в Уполномоченный орган по защите личной информации в течение 30 дней с момента получения уведомления или в случае, если есть основания полагать, что лицо проинформировано о данном решении. Учитывая апелляцию, уполномоченные наблюдатели проверяют дело, чтобы убедиться в правильности и целесообразности отказа или ограничения доступа.