Как дешево путешествовать по Европе

 

Эта статья написана в первую очередь как мануал для самостоятельных путешественников. 

(Охват територии маршрут)
Краков-Стокгольм-Берлин-Санкт-Моритц-Ретийских железная дорога - Лекко - Милан - Интерлакен - Люцерн - Линц - Вена - озеро Блед - Триест - Рим - Генуя - Лазурное побережье - Марсель - Париж - Фюссен - Мюнхен - Прага - Карлштейн - Пльзень - Чешское Будейовице - Голасовице - Чешский Крумлов-Телч - Омолоуц - пещера - Кутна Гора - Штрба-татранской железной дороги - Левоча - Спишский град - Кошице
 

1. Визы и пересечение границы

 
Каждое консульство имеет свои правила для получения виз - одни принимают бронирования по интернету без предоплаты, другие требуют полную предоплату и оригиналы ваучеров.
 
По собственному опыту и опыту друзей в Киеве в "хороших" консульств относятся: Польша, Норвегия, Австрия, Голландия, Швеция, в "злых" Германия, Чехия, Испания.

Но порядка в консульствах вещь весьма изменчивая поэтому лучше позвонить заранее в консульство и спросить о необходимом перечне документов.
 
Имеющие визу любой из стран Шенгенского соглашения вы можете свободно передвигаться по всем странам-членам соглашения

Внимание!

Наличие визы не гарантирует что вы удачно пересечете границу. На границе нужно иметь с собой весь пакет документов: медицинскую страховку, бронирование отелей, кредитную карточку с выпиской из банка или наличные в необходимом количестве. Узнайте об этом при получении визы в посольстве.

При пересечении границы необходимо придерживаться таможенных правил (как Украины, так и страны куда вы едете).
 Иногда в перечень запрещенных в ЕС могут попасть вполне привычные для нас вещи (например мясная продукция)

Контроля на границах между странами Шенгенского соглашения не существует, т.е. границу можно пересекать в любом месте.

 

 
2. Транспорт
 

Во время нашей поездки мы использовали самолеты, поезда, автобусы и два раза даже проехались автостопом.
 

а) Самолеты

 
В Европе широко распространена практика лоу-кост авиации. Это значит что билет на самолет стоит очень дешево (от 5 евро если покупать по акциям заранее).
 
 Но при этом надо дополнительно платить за багаж, летают лоукосты иногда в неосновные аэропорты от которых еще надо заплатить неплохие деньги за дорогу в город, не гарантируют стыковки, часто опаздывают, отменяют рейсы, меняют расписание (особенно Wizzair).
 
Например аэропорт Стокгольм-Скваства находится в городе Норчепинг, от которого до центра Стокгольма ехать 1.5 часа и 10 евро.
 
Т. Как багаж нужно оплачивать дополнительно то вы можете взять с собой в салон только один рюкзак небольшой тяжести и размеров. При почему например жидкости, острые предметы и т.д. запрещены для перевозки на борту самолета. В таком случае надо покупать дополнительно место багажа. По опыту, на троих человек для поездки на 24 дня достаточно купить одно багажное место.
 
Но в почему можно быть уверенным так это в безопасности полета - лоукост-авиакомпании обычно эксплуатируют новые самолеты и на надежности не экономят.
 
Самая низкая цена обычно бывает за месяц-двад вылета (не так как в классических авиакомпаний где надо покупать за полгода!). Ну и покупать более чем за три месяца тоже не советую, расписание может измениться. За неделю до вылета цена может как в классических
авиакомпаний. Еще бывают очень интересные акции - просто раз в неделю заходите на сайты авиакомпаний читайте новости.
 
Общие сайты где можно искать варианты:

http://ввв.skyscanner.net
http://ввв.flylowcostairlines.org
 
Замечательный сайт где можно подписаться на рассылки спецпредложений лоукостов

http://ввв.myairdeals.com
 
Три крупнейших авиаперевозчика перевозчика:

http://ввв.easyjet.com/
http://ввв.wizzair.com/ (летает из Киева и Львова)
http://ввв.ryanair.com/
 

Еще для Украины интересны компании

http://ввв.flypgs.com/ (турецкий лоукост, летает из Харькова в Стамбул и далее по Европе, Турции)
http://ввв.carpatair.com/ (румынская компания с нормальными ценами, летает из Львова и Одессы)
http://ввв.germanwings.com/ (немецкий лоукост, летает из Киева в Кельн)
 
Часто еще бывают акции классический авиаперевозчиков (Аэросвит, МАУ и других). Лучше всего просто подписаться на их рассылку
 
 
Оптимальный метод поиска лоукостов на нужную дату на конкретный маршрут:

а) зарегистрироваться на http://ввв.myairdeals.com и подписаться на нужную рассылку
б) на сайте http://ввв.flylowcostairlines.org найти перечень авиакомпаний летающих в нужном направлении
 

Как и за сколько доехать в аэропорт? 

http://ввв.toandfromtheairport.com/
 
Внимательно читайте обо всех дополнительных сборах, онлайн-регистрацию, правила по перевозке багажа и т.д.!
 
Кроме того, вам нужно быть в аэропорту за час-полтора до рейса, сдавать багаж, проходить личный контроль и т.д.
Резюме - дешево, быстро но ненадежно и напрягает (контроле в аэропорту, ожидание в зале вылета и т.п.).
Оптимально для относительно дальних перелетов, там где можно проехать за ночь в поезде я бы лучше советовал поезд.
Или когда уже не осталось дешевых билетов на поезд и самолет поможет сэкономить.
 

 
б) Автобусы

 
Основной сайт дальнобойных автобусов по Европе http://ввв.eurolines.eu/ Этот сайт объединяет многих европейских перевозчиков.
Обычно регулярный тариф на автобусы дешевле чем на поезда. Также есть акции. Автобусы комфортабельные, с туалетами, кондиционерами и стюардессами.
 
Но все же советую использвать поезда - при грамотном планировании это не дороже, но гораздо комфортнее.
 
По отдельным странам иногда централизованный расписание есть на сайте железных дорог (Германия, Австрия, Швейцария), иногда на отдельных сайтах

  • Чехия (http://ввв.jizdnirady.idnes.cz/vlakyautobusy/spojeni/),
  • Польша (http://ввв. e-podroznik.pl /),
  • Словакия (http:ввв//cp.atlas.sk/vlakbus/spojenie/)), иногда его нет вообще.

 
Междугородные автобусы на небольшое расстояние или пригородные автобусы и их расписание лучше смотреть на официальных сайтах конкретного города или региона. (На эти сайты легче всего выйти через видповидномовну википедию)

Резюме - ехать долго сидя на одном месте это для мазохистов.

 

в) Железнодорожный транспорт

Лучший вариант. Если грамотно планировать то получится  дешево и комфортно.
 
Информация о железнодорожном транспорте вынесена в отдельную статью

Резюме: Лучший вариант. Если грамотно планировать то дешево и комфортно

 
г) Прокатный автомобиль

 
В Европе это один из самых удобных вариантов путешествия - недорого, относительно комфортно, возможность побывать в труднодоступных общественным транспортом городах и т.д..
 
Из минусов - в поездах комфортнее, особенно при переездах на большие расстояния, надо искать и платить за парковку, есть много «подводных камней» при оформлении автомобиля.
 
Обычно цены крупных международных авто прокатчиков (Hertz и др.) выше в локальных, поэтому оптимальным вариантом будет искать именно местные конторы.
 
В полную сумму проката может входить кроме стоимости самого проката: деньги за «приобретение» и «возвращение» автомобиля, деньги за «приобретение» и «возвращение» в нерабочее время, за пользование GPS, за «возвращение» автомобиля в другом месте или стране, страховка, выезд за границу, дополнительный водитель т.п.. Очень часто эти «дополнительные опции» составляют более половины от всей суммы.
 
Обычно прокатные фирмы требуют оставить «депозит». Это может быть или наличные, или они временно блокируют некую сумму на кредитной карте (после возвращения автомобиля ее разблокируют).
 
Поэтому к процедуре оформления проката подходите очень внимательно и ответственно! Перед тем как заказывать внимательно посмотрите на общую сумму и согласуйте вопрос депозита!
 
Чтобы управлять автомобилем достаточно обычного украинского удостоверения водителя.
 
Правила парковки в разных странах и городах свои, поэтому внимательно читайте то что написано на паркоматах. В ночное время и в выходные часто парковка бесплатная. Но только там, где об этом написано. Правила парковки нарушать не стоит - штрафы существенные и контроль ведется. Например нам заблокировали колеса в польском городе Торунь в 9 вечера за неправильную парковку (заехали колесами на тротуар).
 
Также могут быть другие «подводные камни» в правилах (чтобы ездить по автобанам нужно покупать специальные разрешения, в некоторых странах необходимо дополнительно платить за использование зимней резины и т.п.). Скоростной режим тоже не стоит нарушать - всюду камеры, и штраф может быть снят с вашей карты (на которой блокировали «депозит») даже через полгода после поездки.
 
Мы брали на прокат автомобиль в Чехии на 3 дня и в Польше в день.
 
В Праге пользовались фирмой http://ввв.rental-cars.cz./ - владелица фирмы родом из Украины, владеет русским языком, нормальные условия и цены. Всем рекомендую!
 
В Польше пользовались услугами http://ввв.express.pl/ - тоже без проблем. Вовремя доставили автомобиль утром под хостел а также забрали ночью в другом городе.

Резюме - иногда единственный вариант чтобы посмотреть некоторые интересные места. Но ехать больше 3-4 дней автомобиль уже будет утомительно. Поэтому лучше комбинировать с поездами и самолетами.

 

д) Автостоп
 

 
Тот кто имеет достаточно времени может передвигаться по Европе автостопом. Берут там хорошо, лучше чем у нас. Мой Венский знакомый проехал 11 стран за 10 дней от Стокгольма в Вену! Т. Как всюду автобаны то стопить там лучше всего на заправках. На региональных трассах как и у нас - на выезде из города. Может помочь табличка с названием города куда вы едете.

Но автостоп - это Рэндом. Например в Польше с Освенцима в Краков мы ждали машину 15 минут, а в Словакии с Левочи к Спишского Града где-то 1:00, а от Спишского Града в Попрада за 1.5 часа никто так и не остановился.

Относительно опоздания транспорта. Автобусы и самолеты опаздывают регулярно, более-менее по расписанию ездят поезда. В Италии по расписанию не ездит наверняка ночь, все идеально - в Швейцарии.

 

Пример планирования поездки Киев-Прага
 
3. Городской транспорт
 
Городской транспорт в Европе состоит из автобусов, метро, ​​трамваев, городской электрички и местами троллейбусов и фуникулером. Такого "прогрессивного" вида транпорта как "маршрутка" в цивилизованных странах нет.
 
Все виды транспорта интегрированы между собой и действует единый билет.
 
Города разделены на зоны и билет (проездной) дает право ездить только в той зоне на которые он валидный.
 
Обычно базовый билет действует не на один вид транспорта как у нас, а на маршрут, то есть дает право пользоваться любыми видами транспорта в течение определенного времени, чтобы доехать в нужный пункт назначения.
 
Теоретически вы не можете по одному билету проехать туда-обратно (даже если уложитесь в час), но практически контроллеру взять штраф с вас за это будет очень трудно.
 
Есть и другие билеты: базовые (на 15 минут или 5 остановок, без права пересадки и т.п.), групповые (один билет группу от 2 до 5 человек), проездные на день, три дня и т.п.. Есть билеты которые кроме транспорта дают право на посещение музеев.
 
Внимательно смотрите цены и выбирайте нужный вам вариант. Например в Мюнхене групповой билет вышел дешевле 2 одиночных.
 
Билеты можно купить в автоматах, или в киосках (зависит от страны). Водители могут продавать билеты только в маленьких городах, в крупных они этим не занимаются. Иногда стоят автоматы по продаже билетов внутри транспортных средств.
 
Билет надо сразу валидировать (найти в салоне электронный компостер, который выбьет на билете дату и время валидации).
 
В метро, ​​если нет турникетов, это надо делать в специальных валидаторах стоящие или в салоне, или на входе на станцию.
 
Контролеры встречаются (даже ночью), штрафы большие - поэтому рисковать проехать зайцем не стоит.
 
Транспорт ходит по расписанию (и почти всегда его придерживается, кроме Италии), посмотреть его можно на остановках, в интернете и специальных брошюрах, которые можно брать на станциях или в информационных центрах.
 
Нумерация общая (не так как у нас отдельно все виды транспорта). Ночью действуют специальные ночные маршруты (часто со своими правилами оплаты проезда)!
 
Обычно у фирмы которая отвечает за городской транспорт есть свой сайт где можно найди как проехать между двумя пунктами (при поиске там учитывается расписание и пересадки).
 
Метро - обычно неглубокого залегания, часто на одной платформе могут отправляться поезда в разных направлениях, внимательно смотрите на электронных табло чтобы не сесть в ненужный поезд.
 
Городская электричка (S-bahn) на карте обозначается буквой S (в Париже RER) для рядового туриста почти не отличается от метро (в центре города ходит так же под землей, общие станции с метро и т.д.). Но гонка между станциями обычно длиннее и поэтому городской электричкой получается иногда быстрее метро
 
Трамвай - основной наземный вид транспорта. Бывают как самыми, так и старыми (как у нас), но в хорошем состоянии. Он ездит или по уединенной полосе, либо по специальным пешеходно-трамвайным зонам (в центре). Даже там, где трамвайные пути совмещены с автомобильной дорогой, то трамвай имеет приоритет и почти не стоит в пробках.
 
Автобус, троллейбус часто ездят по отдельным выделенным полосам, поэтому тоже избегают пробок.
 
Двери тоже, в большинстве случаев, автоматические - т.е. чтобы зайти и выйти надо нажать кнопку или дернуть за ручку.
 

4.Жилье 

 
Самый удобный вариант - это хостелы. Хостел - это молодежное общежитие где в одной комнате могут жить от 2 до 14 человек. В хостелах обычно есть кухня (где можно приготовить какую-то еду), камера хранения (где можно оставить ценные вещи), беспроводной интернет. Иногда может быть компьютер для доступа в интернет, телевизор и т.д.. Само собой в хостелах есть душ и выдают комплект белья.
 
Сайт где лучше смотреть - http://ввв.hostelword.com
 
В стоимость проживания иногда может быть внесен завтрак - обычно это типичный европейский, есть какие-то хлопья с молоком, иногда бутербродик т.д.
Время виселенння \ заселения - обычно 12 часа, но могут быть и другие, смотрите в условиях на сайте.

Также обратите внимание работает круглосуточно 24 часа (т.е. можно туда заселиться глубокой ночи или раннего утра)
 
При бронировании на сайте тип комнаты Private означает что вы должны выкупить все кровати в этом номере (то есть там будет только ваша компания), Dorm - что общая комната.
 
При бронировании через сайт берется 10% предоплаты.
 
Большие плюсы хостелов:
а) В хостелах всегда куча молодежи со всего мира, при желании можно интересно пообщаться
б) На кухне можно приготовить себе еду, чем сэкономить деньги
 
 
Другой вариант - отели. Примари сайт здесь booking.com.

Бронирование отелей здесь бесплатно при наличии кредитной карты.
Иногда бывают случаи что отель блокирует временно некую сумму денег с вашей карты.
Поэтому лучше используется для этого "пустые" карточки без денег.
 
Отели (особенно в Восточной Европе) могут оказаться ненамного дороже чем хостелы, поэтому если вас 2-3 то это неплохой вариант.
 
Из минусов что там не так весело и нет кухни. Но спокойнее. Ну и конечно что отели дешевле чем в Украине (вообще Украина по ценам в кафе, жилью, супермаркетах - более дорогая чем другие страны Восточной Европы)
 
Третий вариант - "вписки". Couchsurfing.org вам в помощь! По сути это социальная сеть для людей, которые путешествуют сами и хотят помочь другим в этом! Подробнее - на сайте.

 
5.Язык  и местные жители
 

Для поездки достаточно знать английский язык на базово-среднем уровне и базовые слова местных язык. Обычно молодежь знает английский на базовом уровне всюду.
С старшим поколением как где. В Швеции легче, в Италии, Германии и Франции ее могут не знать даже кассиры на вокзале, контроллеры в поездах и т.д..
 
Указатели часто дублируются на английском. В Париже, Праге и других "заезженных" местах могут понять и русский.

Ну и человек, который владеет украинским языком без проблем может найти общий язык с носителями польской или словацкой языка за счет схожести языков. В Чехии и Словении так не получится.
 
Люди в Европе в большинстве своем приветливые к туристам и при необходимости подскажут куда и как пройти. Но не надо этим злоупотреблять, в Европе все просто - всюду куча карт, самым сориентироваться не сложно.
 
Ну и не следует ожидать в Европе такого гостеприимства как в некоторых "диких" странах, никто вас сам подходить будет (кроме бомжей и попрошаек)

В правоохороних органах большинство тоже культурные образованные люди (не так как у нас) поэтому проблем от них не будет (если вы ночь не нарушали), а наоборот - к ним можно обратиться за помощью. Иногда (особенно на границе "старых" и "новых" шенгенских стран) бывает выборочная проверка документов, но теперь, после приравнивания долгосрочных национальных виз в шенгенских количество этих проверок будет постоянно уменьшаться.

 
6 Деньги

 

Самый удобный вариант - евровая кредитная карточка. Евровая чтобы не бралась комиссия за конвертацию (разумеется что в Польше или Чехии где есть своя валюта комиссия все равно будет). Но можно и баксов, и гривневую. Кредиткой всюду можно рассчитываться в кафе, музеях, супермаркетах кассах. А в Швеции, например, кредиткой можно платить везде. За 1.5 дней там шведских крон мы в руках так и не держали.
 
Снимать деньги с банкомата невыгодно - во-первых там неплохая комиссия, во-вторых минимальная комиссия составляет неплохую сумму (поэтому если снимать то уж лучше много). Но иногда это единственный вариант.
 
Менять деньги в каждой стране по своему, обычно это банки и специальные обменные пункты. В Чехии и Венгрии распространены махинации с обменом валюты поэтому при обмене четко спрашивайте сколько вам дадут в местной валюте денег!
 

7 Еда

 
В Западной Европе цены в кафе дорогие (на уровне киевских пабов), в Восточной дешевые (на уровне или немного вижче чем киевских сетей а-ля "Пузата Хата").
 
Во время своей поездки мы питались в Западной Европе по схеме: утром завтрак в хостеле или вписци из продуктов супермаркета, днем ​​перекус в местном фастфуде, вечером аналогично завтрака.

В Восточной Европе цены разрешаются полноценно питаться 2-3 раза в день в кафе. В Чехии суп стоит 1 евро, пиво 1 евро, порция мяса с гарниром 3-4 евро.
 
Порции в Европе большие, как 1.5-2 наших. Если заказываете например шницель это будет шницель на пивеликои тарелки а не маленький кусочек как у нас. Ну и цены в кафе в центре и окрестностях отличаются не так сильно как у нас, так можно смело есть в центре города :)

Бокал качественного пива в Чехии в кафе 1 евро, в Польше 1.5-2 евро, в Германии введен 2.5 - 3.5.
 
Есть заведения типа "буфет" где ты либо берешь еду на вес, либо платишь за вход и ешь сколько хочешь.
 
Еда в супермаркетах на уровне как у нас, а если брать акционное то даже дешевше.Плюс крупные сети имеют свои торговые марки которые при хорошем качестве имеют ряд цену.
Например в Австрии или Германии мы покупали шницель на пидсмажку по 3-4 евро за кило, в Польше сыр и колбасы в 1.5 раза дешевле чем у нас, и т.д.. Также большой выбор полуфабрикатов класса "появился в микроволновой печь на 15 минут". А вот хлеб ощутимо дороже чем у нас. Пиво в супермаркете можно купить за 0,5-1,5 евро, бутылка нормального вина 2-3 евро.

В маленьких магазинах (например на заправках) цены могут быть в 1.5-2 раза вижче чем в супермаркетах.

 
Большие дешевые торговые сети - Lidl, Tesco, Billa. Во Франции есть Auschan.
 
В каждой стране есть свой местный вкусный фастфуд:
 
В Польше "запеканка" - длинная (до полуметра) очень вкусная булка с сыром, грибами и другими начинками на выбор. Стоит 1.5-2 евро в зависимости от размеров и начинок.
 
В Чехии - "жареный сыр" - гамбургер или хлеб с жареным сыром. Очень вкусно! Ну и ризноматни колбаски под пиво. Стоит где-то 1 евро
 
В Германии и Австрии - кебабы и Донэр. Турки держат невелички заведения (3-6 столиков), где можно быстро и вкусно поесть турецкую кухню. Стоят Донэр и кебабы 2.5-3.5 евро, но это большая булка (лаваш) с кучей мяса, овощей, картофеля грибов. Чтобы наиститись взрослому мужику вполне хватает одного Донэра. Можно брать с собой (заворачивают в фольгу). Еще иногда встречается такой пережиток прошлого как сосиски которые жарят на улице и продают с горчицей и кетчупом. Стоит классная вкусная Сосыка 1-2 евро!
 
В Италии - пицца на вес. Килограмм вкусной пиццы стоит в маленьких пиццериях 7-10 евро.
 
Во Франции - сеть ресторанов самообслуживания Flunsh
 
 
 
 
 
Алкоголь

 
В Европе высокая культура употребления алкоголя поэтому каждая страна имеет свои собственные исторические вкусные алкогольные напитки а не банальную водку как у нас и в России.
В Польше - "Wodka zoladkowa" (травяная настройка)
В Чехии - "Фернет" и "Бехеровка", вкусное моравский вино и само собой пиво
В Словакии - "Demanovka" (травяной ликер)
В Германии конечно пиво
В Венгрии - "Unicum" (ликер)
В Италии и Франции - вкусное дешевое вино. Во Франции еще очень вкусный и дешевый Сидр.
 
Употреблять алкоголь в общественных местах теоретически нельзя, но в Германии или Чехии никто не сделает вам замечание если вы в поезде будете потягивать пивко, любуясь в окно на прекрасную природу, или если в Италии розипьете бутылочку вина на берегу моря, или во Франции засмакуе Сидр Несмотря на Эйфелеву башню.
 

8 Другое
 

 

Лучший путеводитель - Lonely Planet. Там есть адреса хостелов, кафе, музеев (с часами работы), описания интересных мест.

Еще незаменимая вещь в поездках - ноутбук. Благодаря наличию Wi-Fi всегда можно найти нужную информацию. Сам Wi-Fi можно искать в кафе, на вокзалах. Или просто сесть в центре города на лавочку - в соседних домах наверняка будет какая-то незакрытая сеть. Особенно у больших отелей.

Душ можно принять на некоторых вокзалах, найти легче всего спросив у окошке "information" на вокзале.

Обязательно возьмите с собой антибиотики и аналогичные сильные лекарства. В Европе это только по рецепту.

Также не лишним будет маленький замочек с ключиком, иногда в хостелах не хватает замков для камер хранения ценных вещей.

Я всегда беру в поездку какие-то сувениры из Украины (шоколадки, конфеты, водка, магниты на холодильник и т.д.). Чтобы подарить людям помогли в поездке (подбросили автостопом, "вписали" и т.д.).

Розетки всюду стандартные, переходников брать не надо.

Если вы собираетесь посетить несколько стран во время поездки то оптимальный вариант по мобильному связи - туристические сим карты. Например "ГудЛайн" или "ТревелСиМ". С этими картами у вас входные будут бесплатные по всем странам Европы.
Или можно покупать местные сим-карты.

 
Музеи работают обычно кроме понедельника, но бывают и исключения.
Цены на вход в музеи недешевы (5-10 евро). Но всегда можно сэкономить - студенческие карточки ISIC, псевдостудентська EURO26. Оформить их я советую в обязательном порядке, они спасут вам не один десяток евро. Есть карты которые объединяют посещение музеев и проезд в городском транспорте.
В музеях распространенные аудиогиды, есть камеры хранения и туалеты.

 
Повсюду в городах и городках есть информационные центры - их легко найти ориентируясь на букву I. Там вам дадут бесплатные карты города, мини-путеводители, информацию о музеях и других интересных городах.

В Европе люди себя уважают, поэтому магазины (даже крупные) закрываются в 6-7 вечера и круглосуточный магазин найти трудно. И в воскресенье они не работают. Поэтому учитывайте это! Немного легче в этом плане в Восточной Европе.

Также в выходные дни резких уменьшается количество транспорта (междугородных автобусов, поездов).

В Италии и других южных странах "сиеста" - большая обед

Повсюду в интересных раскрученных местах толпа организованных туристов (российских и китайских \ японских).
Чтоб  они вам не мешали есть три варианта:

1) Смотреть город утром пока они спят по отелям!
2) Смотреть ночью когда они валяются пьяные в отеле или сидят по барам!
3) Свернуть из центральных улиц.Эффект впечатляющий!