Путь Берендея. Загадочный кочевой народ берендеев связал между собой Украину, Венгрию, Балканы, Россию и далекие степи Центральной Азии
Путь Берендея. Загадочный кочевой народ берендеев связал между собой Украину, Венгрию, Балканы, Россию и далекие степи Центральной Азии
Из числа народов, ходили украинской землей, не все стали предками украинского. Хотя были среди них те, кто жил на территории Украины достаточно долго, контактировал с праукраинским населением и даже прославился, запечатлев свое имя в истории. Одни из тех, кому даже после исчезновения судилась долгая память, - легендарные, полусказочные берендеи.
Материал печатного издания
№ 23 (291)
от 13 июня
Этнос с забавным названием
Об этом тюркский народ известно не так и мало, однако он остается загадкой. Вот хотя бы его причудливое название - что она означает? Отдельные ученые объясняют этноним «берендеи» с помощью гипотетического древнетюркского слова со значением «подчиняться», другие толкуют его как «те, что отдали себя», кое-кто выводит это название от тюркского термина для обозначения лучшей стали, сабли, кинжала с переносным значением « мудрые »,« славные ». Особняком стоит гипотеза, согласно которой берендеи были иранского происхождения, а в основе их названия лежит скифо-сарматское и загальноиранське «фарн» - «счастье, удача». Так получилось, что в исторической судьбы этого народа подходят все перечисленные толкования.
С берендеями связывали группу Беш-бьорон у киргизов и род Кьок-бьорон у казахов, племя Беленджер и хазарское город Беленджер на Кавказе, народ байандур, что его персидский историк ХИ века Гардизи относит к кимацького племенного союза. Автор первого тюркского словаря Махмуд Кашгаре считал их огузских подразделением. В любом случае точно известно одно: берендейський народ пришел с востока.
«Те, которые отдали себя»
Впервые кочевую орду берендеев упомянуто в русских летописях 1097, когда они вместе с народами огузских происхождения - торками и печенегами - пошли на призыв ослепленного теребовлянского князя Василька Ростиславича. Тогда же берендичей упоминается как имя торкського наемника-палача. Однако российский историк Василий Татищев, который опирался на недоступные нам сейчас манускрипты, утверждал, что уже 993-го торки и «берендичи» были союзниками великого князя киевского Владимира Святославича в войне с печенегами.
1105 берендеи, как и некоторые другие тюркские народы Причерноморья, потерпели поражение от новоприбывших половцев и пошли на Русь. Их племена вели кочевой скотоводческий образ жизни: летом бродили со своими стадами и упомянутыми в летописях крытыми повозками-башнями, а зимовали близ каких-то русских городов. В самих городах они ни жили, о смешении с русинами или обращение в христианство летописцы молчат. Берендей только несли пограничную службу и отправлялись в походы с русскими князьями, приняв их покровительство. Иногда действовали вместе с другими тюрками. От остальных наемников отличались особой жестокостью по отношению к соседям-степняков.
Это был самостоятельный народ, на что указывает и его численность: в Киевском княжестве известны отряды берендеев с 1500, 2100 и даже 30 тыс. человек. «Но, видимо, с такими большими массами турецких (т.е. тюркских. - Ред.) Колонистов Мономах (князь киевский в 1113-1125 годах. - Ред.) Себе не мог справиться - начались, видно, недоразумения, конфликты, и в результате какая-то часть сих осадников очень скоро вернулась обратно в степь », - писал академик Михаил Грушевский. В Ипатьевской летописи сказано, что 1121-го Владимир Мономах прогнал берендеев из Руси, а торки и печенеги «ушли сами». С греческих источников известно, что эти племена перешли Дунай и вторглись в балканские земли Византии, опустошая их направо и налево.
Следствием византийско-тюркского войны стало расселение разбитых кочевников за Карпатами и на Балканах. Особенно гостеприимно к ним отнеслись в Венгрии - венгры и сами когда-то были номадами, поэтому радушно принимали к себе странствующих воинов, особенно тех, кто был враждебно настроен по славян. Там поселились не только разбиты хазары, печенеги, половцы, но и берендеи. Еще в 1305 году в Толнському комитате в Венгрии документами отмечена terra Berencz - «Земля берендеев». Многие населенных пунктов и в наше время имеют там названия Беренч, Беренд, Берент, Бьорьонд, Берен и производными от них. По средневековья существовал и венгерский дворянский род Берендеев, известен он и в Румынии.
Выгода превыше всего
История степняков, которые остались в меньшинстве на Руси, тем временем продолжалась. В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев. Уцелевшие отправились в степь за помощью, подошли к Киеву и попросили князя, чтобы тот приказал наемникам вернуть пленных. Долгорукий только руками развел, ведь берендеи отказались: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники - наша собственность». Таким образом они отстояли свое право на военную добычу и мести.
Вместе особой верностью степняки не отличались, они имели собственную систему ценностей, где все измерялось выгодой. Во 1156 годом летопись сохранила для нас имена вероломных берендейських воевод Тудора Сатмазовича, Каракоз (или Варакоза) Мнюзовича и Караса Коке. Имея города для зимовки над рекой Рось, они просили у киевского князя Мстислава Изяславича дать им еще по несколько иным как плату за предательство со стороны их предыдущего владельца Изяслава Давыдовича. Кочевники помогали русским князьям только тогда, когда это было им на пользу.
1169-го сын Юрия Долгорукого от половчанки Андрей Боголюбский, который имел еще и тюркское имя Китай, захватил и разорил Киев, получив власть над Русью. Этот властолюбивый и хищный владимиро-суздальский князь имел большой авторитет у степняков, даже в диких половецких орд, ведь был внуком хана Аепы. Очевидно, он знал и любил тюркские обычаи, жил по нравственным нормам кочевников. Берендей, предав вместе с торками Мстислава и его союзников, перешли на сторону Андрея и сожгли Киево-Печерскую лавру. С тех пор они очень преданно служили ему и его брату Михаилу в войнах против некоторых половецких кланов. Северная Суздальщина, где господствовало право сильного, начала очень манить этих воинственных кочевников.
1183 вспомогательные отряды берендеев отправились в поход с князьями Святославом Киевским, Рюриком Ростиславичем и другими. против половецкого хана Кобяка. Под руководством переяславского князя Владимира Глебовича они совершили отважный бросок, но почти попали в окружение на реке Орель.
Одна из последних упоминаний о степной народ касается Киевщины. С усилением Владимиро-Суздальского княжества берендеи все больше оставляли Приднепровье и шли на службу к новым князей - потомков Андрея, в жилах которых текла тюркская кровь и которые легко находили общий язык с номадами. Так они оказались в дремучем Залесье, где туземное население тоже не было славянами.