Инвестиционная политика в альтернативных вариантах рыночной экономики

Различие альтернативных вариантов в формировании инвестиционной политики во многом определяется неодинаковым представлением о мере сочетания рыночных механизмов и государственного регулирования.

Некоторые из альтернативных вариантов идут дальше предложений правительства по капитальному строительству при решении проблем как ликвидации дефицита госбюджета, так и насыщения потребительского рынка. Есть точка зрения, что отказ от 20-25% инвестиций, фактически не обеспеченных материалами и оборудованием, позволил бы ликвидировать дефицит, а возможно, и создать оптовый рынок строительных материалов. Массовая распродажа незавершенных строек, неустановленного оборудования и сверхнормативных запасов материалов принесли бы казне, по оценкам, до 90—100 млрд. руб. В то же время это способствовало бы переориентации незавершенного капитального строительства на потребительские нужды и сокращению его средних сроков до 2—3 лет.

В ряде альтернативных программ отмечается, что слишком жесткое налогообложение предприятий не оставляет им средств для инвестирования с целью расширения производства или его технического перевооружения. Предлагается не изымать в централизованный внебюджетный фонд 20% амортизационного фонда, чтобы не подрывать возможность простого воспроизводства основных фондов.

Регулирование инвестиционной деятельности переходного периода должно предусматривать постепенный переход к ставке процента, определяемой соотношением спроса и предложения на капитал, и к политике гибкого налогообложения. В амортизационной политике предлагается переходить к введению не обязательных, а индикативных нормативов списания стоимости имущества по немногим крупным видам (группам) основных фондов.

В ряде альтернативных программ в качестве важнейшего инструмента инвестиционной и структурной политики рассматривается механизм перелива капитала. Предлагается резко сократить концентрацию средств в руках центра, ускорить процесс формирования фондовых бирж, рынка ценных бумаг и свободы инвестиционной деятельности предприятий.

В то же время отдельные программы в решении проблем структурной перестройки ориентируются на жесткие административные решения. Однако принимаемые «правильные» решения остаются нереализованными, если они противоречат интересам ведомств-монополистов.

Так как авторы альтернативных программ с помощью инвестиционной политики в основном пытаются решить задачи переходного периода, то и в их предложениях доминирует краткосрочный подход. Проблемы долгосрочного характера, которые призвано решать капитальное строительство, откладываются. Fizzslots

89efc04200beb872c2f3bda8f26e0c3e